Философия формального, неформального и информального права

 

Необходимым условием существования любого общества является воспроизводство определенных поведенческих реакций и действий людей по отношению к другим, себе и среде обитания. Социальный отбор как процесс сохранения определенных видов поведенческих реакций и отношений человека к другим, себе и окружающей среде эволюционировал. Он постоянно сопровождался насилием и кровавыми войнами, убийствами людей друг друга, грабежами и мошенничеством разных масштабов. В ходе социального отбора оставались жить те группы (роды, кланы, объединения родов и кланов), которые с помощью более конкурирующих средств воздействия удерживали свои позиции влияния, размножения и питания.

Влияние тесно связано с разработкой и развитием военных средств поражения противника (конкурирующих групп, родов, кланов, объединений, поселений людей), а также с культурой отношений в самих группах влияния.

Эта культура отношений может характеризоваться как паразитическая или созидательная. Паразитическая культура заключается в эксплуатации одних людей другими и присвоении себе результатов труда пассивных, не умеющих защищаться от паразитов людей. Для поддержания социальной пассивности были созданы и стали воспроизводиться различные поведенческие практики, направленные на передачу социальной активности и регулирования отношений так называемым вождям племен и племенных объединений.

Вокруг вождей стали образовываться вспомогательные группы, касты, так называемые элиты, которые в разных формах подавляли сопротивление людей к распознанию и осуждению паразитизма, используя любую словесную риторику, идеи и верования.

 

Те племена и союзы, в которых был достаточно высокий уровень социальной активности людей и воспроизводилась способность регулировать поведение вождей (регулярно смещать вождей со своих доминирующих позиций), развивались успешно, обеспечивая каждого своего члена достойным уровнем жизни.

В племенах и союзах племен, в которых с помощью военной силы закреплялись несменяемые вожди, начиналось подавление социальной активности, чтобы получить подчиняемых воле вождя людей и направить их на ограбление соседних племен.

Возникновение государства и права тесно связано с закреплением власти (влияния) лиц, которые по своим врожденным или приобретенным качествам, утрачивали человеческие регуляторы поведения и отношений, такие как совесть, чувство сопереживания боли и страдания других людей. Такую группу людей, возникших в процессе эволюции, мы называем социопатами (лицами, лишенными человеческих чувств и нравственных качеств - нравственными уродами и калеками).

Социопаты не испытывают сожаления и сострадания к другим людям. Они намеренно хотят стать очень плохими людьми, жить хорошо и не отвечать за свое произвольное поведение, игнорировать законы и нормы морали и нравственности.

Социопатов обслуживают социальные косметологи, они выдают их за отцов нации, слуг народа, заботливых и справедливых кормчих. Не разделяющих это навязчивое мнение наказывают, лишая влияния, размножения, пищи.

Социопатическое поведение характерно не только для лиц, захвативших позиции доминирования в обществе. Социопатическое поведение копируется и воспроизводится на разных уровнях человеческого общежития от верхнего до нижнего. Социопата можно найти не только в коридорах власти, но и в быту, в домашних условиях, в компании или иной организации. Эти люди умеют обманывать, врать. Вся их способность убеждать основана на способности верить в собственный обман.  

Социопаты осознанно и неосознанно (в зависимости от уровня образования и культуры) дают понять своим жертвам, что те, если поделятся своей пищей (деньги в современном обществе стали синонимом пищи), то помогут им стать очень плохими людьми, которые всё будут иметь, и ни за что не отвечать. Каждый человек плох, несовершенен. В нем постоянно сталкиваются биологические потребности питания, размножения и влияния с культурно-правовыми ограничениями, нравственным кодом: не вредить другим, среде обитания и самому себе. Этот нравственный код ученые Чигирев В.А. и Юнацкевич П.И. назвали экологическим императивом.

Для регулирования поведения человека был создан социальный институт формального права. Это суд, прокуратура, полиция, законы и тюрьмы. Эти структуры формального права обладали монополией пометки любого человека как врага общества (преступника). Однако формальное право не смогло обеспечить социальный отбор таким образом, чтобы социопаты не проникали в органы власти и не вели к социальной катастрофе то общество, в котором они захватили доминирование.

Юнацкевич П.И. выделяет следующую систему развития права:

формальное право;

неформальное право;

информальное право. 

Формальное право состоит из законов (написанных правил поведения, кодексов, конституций и структур), создаваемых государством и использующих законы для обеспечения монополии государства назначать и карать преступников, нарушающих написанные правила поведения. Структуры формального права уполномочены государством ставить пометки (враг общества и государства) на лицах, которые проявляют социальную активность против захвативших власть групп.  Они обеспечивают наказание за нарушение права, формируют угрозу такого наказания для правонарушителя, который должен испытывать по этому поводу страх и не нарушать закон. Однако находятся многие, которые такой страх не испытывают и систематически нарушают закон и права граждан, коррумпируют служителей закона и правоприменения.

С помощью юридических фикций (произвольных усмотрений и решений о том, у кого есть права, а кто лишается прав) осуществляется регулярный передел собственности. Вместе с тем в ряде обществ выработано социальное правило сменяемости власти, что придает формальному институту права стабильность, так как сменяемость не дает возможности злоупотреблять правом, и делать соучастниками преступлений против общества всех служителей права.   Социальные активисты вынуждены приспосабливаться для выживания и идти на службу в структуры формального права. Те же, кто не идет на службу закону, начинают бороться за правду – страдают от несправедливости, печально и мучительно завершают свой земной путь.

Формальное право гуманно, беспристрастно, точно работает в тех обществах, в которых функционирует этический регулятор поведения каждого человека: глобальный экологический императив (не вредить другим, среде обитания и себе).  

Этот этический регулятор может работать, если имеет технологическое обеспечение, построенное на основе дискурсивно-оценочного метода (ДОМ), который основан на участии каждого члена общества в обсуждении и оценке социальных действий других людей. 

Такое участие в обсуждении и оценке позволяет, по мнению Чигирева В.А., плохим людям улучшать очень плохих людей, и, таким образом, самим становиться лучше.  

 

Нефомальное право как раз основано на имитации дискурса и оценки. Неправительственные организации начинают сами назначать преступников, нарушающих написанные правила поведения. Структуры неформального права начинают оказывать воздействие на структуры формального права, чтобы те ставили пометки (враг общества и государства) на лицах, которые проявляют социопатическую активности против общества и государства.  Однако зависимость структур неформального права (это независимые средства массовой информации, общественные организации, лидеры общественного мнения) от финансирования делает их управляемыми средствами манипуляции и давления на структуры формального права.

Структуры неформального права создают угрозу разрушения репутации для нарушителя закона, побуждают служителей структур формального права наказывать таких нарушителей. Вместе с тем, находится масса субъектов, которые не боятся утратить репутацию и имеют возможности коррумпировать служителей формального права.

Социальные активисты, поначалу принимающие участие в работе структур неформально права, утрачивают веру в эти структуры и начинают искать новые формы обеспечения баланса справедливости в обществе. В борьбе за правду и справедливость социальные активисты, опирающиеся на поддержку структур неформального права, предаются. Их подставляют, оговаривают руководители общественных организаций, предоставивших социальным активистам рабочее место и свой бренд. Их предают соратники по борьбе. Грамотные провокаторы вовлекают их в антизаконные акции, делают экстремистами и террористами, а затем оформляют их в органах безопасности и полиции как изобличенных ярых противников политического режима. Так мучительно гибнут социальные активисты, доверившиеся организации неформального права.

Если организация неформального права стала пользоваться общественным доверием, в неё внедряют скандалистов, разжигающих внутренние склоки, конфликты на бытовой и половой почве. Начинается дискредитация организации изнутри. Потом её предают. Организацию подставляют под экстремизм, в результате чего подвергаются аресту и бесследно гибнут руководители структур неформального права, борцы за правду.

Информальное право основано на практическом использовании дискурсивно-оценочного метода, когда социальные активисты имеют возможность впервые в истории человечества не пострадать за правду.  Участие в дискурсивно-оценочных практиках (эксплуатация социальных сетей нового типа – социально-оценочных сетях, дискурсивно-оценочных сетях) позволяет плохим людям под влиянием социальных активистов улучшать очень плохих людей и самим становиться лучше. Баланс справедливости обеспечивается технологически сетевыми структурами информального права (социальными активистами, использующими возможности влияния дискурсивно-оценочных, социально-оценочных сетей). Эти сети обеспечат социальный отбор так, что социопаты не смогут пробираться во власть и быт общества. На них будет оказываться такое воспитательное и правовое воздействие, которые исключит или существенного ограничит воспроизводство социопатического поведения в обществе.

Структуры информального права фактически автономны. Они самостоятельно могут принимать решение на наказание преступника, которого не удержали в нарушении законов структуры формального и неформального права. Преступник не может найти укрытия в любой точке земного шара от преследования структуры информального права, которая эффективно дополняет организации формального и неформального права. Преступник начинает бояться ужасного шепота дискурса, общего обсуждения и морального осуждения, которые ведут к утрате репутации и последующему запуску работы организаций формального права (расследование, осуждение и наказание).

Структуры информального права станут практическим этическим регулятором поведения, который сделает работу структур неформального и формального права более эффективной и гуманной, справедливой.

 

Организации информального права используют структуры формального и неформального права для организации дискурсивных практик и массового оценивания, что укрепляет всех участников гражданского процесса, задает нравственный вектор общественному обсуждению и оцениванию. Осуществляется дополнение формального, неформального права информальным правом - информальной юстицией.  

Информальная юстиция, предлагаемая Юнацкевичем П.И., помогает формальному праву вершить чудеса правосудия, утверждать справедливость, обеспечивать верховенство закона в полной мере. 

На наш взгляд, это величайшее достижение современной философии права, которому мы обязаны нашим ученым Чигиреву В.А. и Юнацкевичу П.И.  

Использование идеи информального права, информальной юстиции, является перспективным направлением для совершенствования теории права и правоприменения во всех государствах мира. Мы впервые в истории человечества можем повлиять на сам процесс социального отбора в гуманную сторону, исключить летальные, кровавые, криминальные, социопатические явления из истории последующего развития нашей цивилизации.

 

Матвейчук Елена Федоровна

Научный руководитель Института философии

 

 

 
Поделиться в соц.сетях

© 2018 Институт философии АСТ.

^ Наверх